+374 98 20 15 22

Сюникский сектор

Если путешествующий по Араратскому сектору наблюдает цепи горных хребтов где-тот у горизонта, в Севанском секторе всё внимание привлекает озеро, то Сюникский сектор – это сами горы, бесконечное чередование хребтов и отдельных вершин, небольшие межгорные долины и высокогорные плато Зангезурского хребта, суровый и красивый край, населённый упорными и мужественными людьми.
       Начинаясь у Варденисского хребта, Сюникский ашхар располагается на юго-востоке современной Армении, занимая площадь около 6500 квадратных километров, немногим менее 80 процентов её – склоны горных хребтов. До центра сектора – города Гориса легче всего долететь рейсовым самолётом. Любители путешествий через горные перевалы могут приехать в сектор и на автомобиле из Еревана по основному шоссе через Арарат, либо по шоссе Мартуни-Ехегнадзор, проведённому по древнему караванному пути через Айоцдзорский перевал, лежаий на высоте 2500 метров над уровнем моря, значительно выше известного Крестового перевала на Большом Кавказском хребте.
       В Сюникском секторе до сих пор сохранились исторические названия двух, довольно обособленных, географических районов.
       Вайоцдзор и Зангезур. Границей этих районов служит водораздел рек Арпа и Воротан. Проезжая по шоссе из Ехегнадзора в Сисиан через Воротанский перевал, лежащий на высоте 2344 метра на уровнем моря, мы въезжаем из Вайоцдзора в Зангезур.
       Скалистые ландшавты Вайоцдзора суровы – голые изрезанные склоны жёлто-коричневых тонов, узкие каменистые ущелья, поросшие кустарником, шумные реки, прорезавшие себе путь в вулканических породах. Горные долины и плоскогорья дали приют небольшим и городкам и селениям Вайоцдзора. На пути то и дело встречаются руины средневековых монастырей, один из них, Шатинванк, построенный в 929 году, расположился среди живописного горного пейзажа. Жизнь здесь есть везде, куда людям удаётся поднять воду горных рек, родники тоже служат людям и сёла поднимаются иногда в заоблачные выси до высоты 2250 метров над уровнем моря. Ульи на их окраинах – обычная для Вайоцдзора картина. Благоухающее разнотравье горных лугов даёт прекрасный ароматный мёд. По склонам долин иногда встречаются лесные заросли – остатки некогда пышных лесов. Субальпийские и альпийские пастбища, маленькие озёра и составляют основной фон пейзажа, украшенного древними памятниками.
       Мосты, как средство переправы через реки на караванных путях, возводились в глубоких ущельях и долинах, в наиболее благоприятных для этого местах. Средневековые мосты Армении преимущественно каменные с одним или несколькими арочными пролётами. Строителями учитывался и сложный рельеф местности, и разная высота берегов – всё это диктовало своеобразное архитектурное решение мостов, их делали иногда даже ступенчатыми. Одним из образцов, уцелевших до наших дней, является мост через реку Арпа в Вайоцдзоре. Соответствующим техническим уровнем отличались и дороги, которые имели твёрдое покрытие из гальки или утрамбованного щебня. К югу от Воротанского перевала начинается Зангезур. Заметно меняется ландшафт, рельеф становится мягким, менее изрезанным. Краски смягчаются, в пейзажах начинают преобладать зелёно-фиолетовые тона. Долины рек неглубоки, здесь чаще чем в Вайоцдзоре, встречаются распаханные участки, они более обширны и располагаются на более ровных местах. Вдоль шоссе на Горис непрерывно сменяют друг друга пастбища и пашни, столь характерные для горностепного ландшафта этой части сектора. Район Зангезура к югу от Гориса и до самой границы сектора поражает красотой своей дикой природы. Это самая гористая часть Зангезура – край неприступных скал, ущелий и долин. Это и лесистый край, здесь можно встретить заросли дуба, граба, местами растёт и тис. Своей своеобразной красотой природа здешних мест изумляет даже искушенных путешественников, которым довелось повидать Большой Кавказский хребет, Альпы и остроги Гималаев.
       Следуя «Армянской географии» VII века, Сюникский сектор был девятой областью Великой Армении: «Сюник находился на востоке от Арарата, между реками Аракс и Арцах. Делится на 12 округов; в нём произрастают мирт, герань и гранатовое дерево». Князья здешние в своих сношениях с Византией титуловались – «Архон ту Вайоцдзор». Это одна из немногих областей Армении, веками успешно сопротивлявшихся завоевателем. Даже в период могущества Арабского халифата жители Сюникского сектора сохранили свою независимость и неоднократно с успехом сражались с арабами. В этом им помогали непреступные горы и хорошо укреплённые крепости, руины многих из них сохранились и в наши дни.
       Татаро-монгольское нашествие со своей незнакомой для армян военной тактикой, стремительными маршами конницы, перенятой у китайцев техникой штурма крепостей, - сокрушило независимость Сюника. Однако, благодаря дипломатическому искусству князей Орбелянов, сектор продолжал управляться армянскими князьями, выплачивавшими в ханскую казну часть собранных налогов. Права, полученные Орбелянами, были тем наивысшим приобретением, о каком мог мечтать любой феодальный дом в пору монгольского владычества.
       Все последующие века жители сектора, как и всей Армении, боролись против турок и персов, защищая свои очаги. Жизнь, несмотря на тяготы войн, продолжалась, Сюник пополнялся армянами из других областей, где не было минимальных условий существования ни для крестьян, ни для феодалов. Строились монастыри, церкви, росло хозяйство. Это относительно благополучие дало возможность армянскому народу в этой маленькой части исторической Армении поддержать уровень, на который поднялась армянская культура X-XIII веков в живописи, литературе и философии.

   

Сюникский сектор

Экскурсия

GVT-TOUR TRAVEL COMPANY
GVT-TOUR TRAVEL COMPANY

Достопримечательные места (приведены в направлении с севера на юг).
Расстояние на карте сектора приведены от города Горис.

Ехегнадзорский район


Ехегнадзор - 8.6 тысячи жителей. Гостиница. Краеведческий музей.
Арени – Церковь Аствацацин 1321 год. Живописные окрестности, карстовые пещеры, гроты, скалистые массивы.
Агаракадзор – Одноарочный мост на реке Арпа XIII век. Минеральные источники.
Алаяз – Руины монастыря Гермони ванк, X – XIII вв. церковь Сурб Карапет, XIII в, церковь Сурб Зорац, XIV в. Княжеская гробница и хачкары, XVI в.
Агнджадзор – Неподалёку Селимский караван-сарай, IV – XIV вв.
Ехегис – Руины крепости Смбатаберд, V –X вв.
Хачик – Монастырь Каркоп, IX в. Руины средневековой крепости, многочисленные хачкары.
Шатин – Руины монастыря Шатин ванк, 929 г. средневековые церкви, мост Цатура на р. Ехегис, 1666г.


Вайский район

Вайк – 6,0 тысяч жителей. Гостиница
Гергер – Монастырь Сурб Сион, VIII – XIII вв., средневековая крепость, многочисленные хачкары.
Мартирос – Хачкары, X – XIII вв.
Гидеваз – Монастырь Гидеванк, 936 год. Живописные окрестности.
Джермук - 8,7 тысячи жителей. Гостиница. Бюро путешествий ГВТ-ТУР. Картинная галерея, Краеведческий музей, Источники минеральных вод, Санатории, Живописные окрестности: «Кольцо – Гора» в ущелье р. Арпа, водопад «Цолк», скала – естественная скульптура «Вардан Мамиконьян»


Сисианский район

Сисиан – 14,1 тысячи жителей. Гостиница. Церковь Сисаван, VII в. В окрестностях циклопические сооружения II – I тыс. до н. э.
Агуди – Дольмены, III – II тыс. до н. э. надгробный памятник, VII в.
Вагуди – Монастырь Воротнаванк, X – XIII вв.
Ахлатян – Могильное поле с менгирами, II-I тыс. до н. э. Хачкары X-XIII вв.
Лор – Хачкар-памятник «Спитак Хач», 1271 г. Церкви Сурб Геворк и Сурб Ованес, XVII в.
Дарбас – Церковь Аствацацин, ХIII в. многочисленные хачкары, средневековый дорожный указатель.
Брнакот – Церковь Аствацацин, 1704 г., пещерное поселение раннего средневековья «Цовери дзор»
Ангехакот – Родина Исраела Ори – деятеля национально-освободительного движения XVII в. Место совета армянских меликов в 1699 г.
Аревис – Руины монастыря Танаат, IV-V вв. раскопки древнего поселения, клинописные надписи.


Горисский район

Горис – 21.8 тысячи жителей. Многочисленные достопримечательности.
Хндзореск – Краеведческий музей. Руины крепости Ахчкаберд, I тыс. до н.э., пещерное поселение «Старый Хндзореск», могила армянского полководца Мхитара Спарапета, XVIII в. Живописные окрестности, родники, пирамидальные скалы.
Тех – Церковь Котуц, IV в., церковь Сурб Геворк, IV – XVIII вв., родник-памятник, 1912 г. Живописные пещеры.
Татев – Краеведческий музей. Монастырь, IX – XIII вв., место Вардапетарана (Университета), XIV в, Живописные окресности.
Шинуайр – Пещерное поселение на террасах ущелья р. Воротан, памятник-хачкар, 1261 г. руины крепости, XVI в.
Галидзор – Хачкары XIII – XVII вв., средневековое пещерное поселение.
Гаржис – Мост на реке Воротан, XIII в.
Барцраван – Монастырь Бхено- Нораванк, X – XI вв.
Арташен – Древние пещерные поселения в ущелье реки Зорашен. Многочисленные достопримечательности – родники, пирамидальные скалы. Зона отдыха.


Капанский район

Капан – 39,1 тысячи жителей. Гостиница. Краеведческий музей. Монастыри Ваанаванк, X в., Тандзапарах, XVII в. Крепость, X-XVIII вв., Памятник Давид-Беку.
Егвард – Церковь Спитак Ахпюр и Хач, XVII в., княжеская гробница, 1727 г., многочисленные хачкары.
Каджаран – Гостиница. Источники минеральных вод.
Цав – Шикахохский заповедник. Зона отдыха.
Арцваник – Монастырь Ерицаванк, VI в.


Мегринский район

Мегри – 4.9 тысячи жителей. Гостиница. Средневековая крепость, XVI – XVIII вв.
Личк – Руины монастыря Звараванк, XVII вв., XVII в., средневековый мост, живописные окрестности, источники минеральных вод.
Шванидзор – Акведук, XVII в.
Вагравар – Церковь Кармраванк, XVII в. Живописные окрестности.


Дорстопримечательные места вне населённых пунктов

Монастырь Цахац-Кар, X-XI вв., многочисленные хачкары X-XIII вв.
Руины крепости Прошаберд, X-XII в.
Церковь Спитакавор, XVI в.
Монастырь Танаат, место образования в XIII веке Гладзорского вардапетарана (Университета).
Монастырь Нораванк, XIII-XVI вв., многочисленные хачкары, XIII-XVI вв.
Родники, живописные окрестности.
Монастырь Ваанаванк, X в.
Крепость Бегаберд, IV-X вв.
Средневековый мост, руины древних поселений Ванк и Калер. Зона отдыха.
Живописная местность с руинами.


Памятники природы

Живописное ущелье реки Гнишик. Карстовая пещера Магела.
Крупнейшая в Армении карстовая пещера «Арчери» (Медвежья).
Вулканический конус Вайоцсар (2586 метров).
Базальтовые столбы и скальные массивы в ущелье реки Арпа.
Каменные россыпи «Карери Цов» (площадь 8 кв. километров).
Шакийский водопад на притоке реки Воротан.
Горное озеро Сев.
Реликтовая платановая роща на территории Шикахохского заповедника.
Высокогорное родниковое озеро Гоги.


Горис. Достопримечательные места

1. Бюро путешествий и экскурсий.
2. Жилые дома – район исторической застройки XIX века.
3. Пассаж – памятник архитектуры XIX века.
4. Церковь и кладбище, XVII- XIX вв.
5. Краеведческий музей.
6. Скульптурная композиция «Зангезур».
7. Живописный родник.
8. Памятник «Семь Родников».
9. Музей изобразительного искусства.
10. Детская картинная галерея.
11. Памятник поэту А. Бакунцу.
12. Дом-музей А. Бакунца.
13. Памятник воинам, павшим во время Великой Отечественной войны.
14. Застройка жилого квартала (высшая награда на конкурсе «Интерарх – 85»).
15. Гостиница.
16. Туристическая база.
17. Торговый центр.
18. Рынок.
19. Автостанция.
20. Авиакасса.
21. Станция технического обслуживания автомобилей.
22. Автозаправочные станции.
23.Смотровая площадка (вид на старый Горис).
24. Рестораны и кафе.

Селимский караван-сарай


       Караван-сарай – своеобразные общественные сооружения на средневековых торговых путях, гостиницы для кочующих купцов и путешественников. Распространение они получили не только в Армении, но и в сопредельных странах Востока. Возникновением своим караван-сараи обязаны караванной торговле, расстояния между ними выбирались примерно равными дневному переходу караванов.
       Термин караван-сарай персидского происхождения. Караван (на фарси –карван) – группа путешествующих людей, сарай – помещение для отдыха и временной остановки.
       Сведения об использовавшихся на караванных путях Армении мерах длины оставили нам историки IX века: «О знании расстояний в милях. Стадий - 170 шагов, шаг – 6 стоп, стопа16 пальцев, миля – 7 стадий. По персидскому счёту, стадий – 144 шага, миля – 1000 шагов, фарсах – 3 мили...». Путевые меры приведённого отрывка выражаются в современной нам метрической системе следующим образом: шаг – 1,598 метра; стадий – 271,66 метра; миля – 1901,62 метра. По персидскому счёту: стадий – 230,11 метра; миля – 1598 метра; фарсах – 4794 метра. Для сравнения скажем о том, что длина римской мили была также ровна 1598 метрам.
       Караван-сараи выполняли весьма разнообразные функции, они представляли собой особый мир со своими нравами и обычаями. Здесь узнавали последние коммерческие и политические новости, встречались с купцами из других городов и стран, пользовались услугами советчиков и писцов, посредников при заключении торговых сделок, покупали пищу и получали всё необходимое для ночлега. Караван-сараи были и своего рода биржей, влиявшей на понижение и повышение цен. Здесь же можно было получить денежные ссуды под товары или под вексель. Сюда стекалась информация о надёжности и добропорядочности купцов, ведущих торговлю на караванных путях. В большинстве случаев караван-сараи возводились крупными торговцами либо князьями. Караван-сарай, известный под названием Селимского, был построен в 1332 году по велению князя Чесара Орбеляна. Его большой трёхнефный интерьер занимает площадь 298 квадратных метров. Девять световых проёмов освещали его помещения днём, а в ночное время в них горели масляные светильники, устанавливаемые на кронштейнах. Караван-сарай не отапливался, помещения, предназначавшиеся для людей, обогревались жаровнями. Вода из близлежащего родника по гончарным трубам поступала в центральное помещение, где при входе справа были сделаны два корыта для водопоя.
       Соображения обороны и защиты постояльцев от возможного нападения грабителей диктовали отсутствие в караван-сараях окон при минимальном числе входов – обычно ворот с деревянными створками, нередко обитыми металлом. Они запирались изнутри брусьями, входившими в устроенные в стенах гнёзда. Двухскатная крыша выполнялась из больших каменных плит, обработанных в форме черепицы.
       Вопросы сейсмостойкости этих сооружений постоянно занимали армянских зодчих. Караван-сараи имели компактные планы, в основном прямоугольные. Высота зданий была невелика, для придания большей устойчивости их частично заглубляли в землю. Толщина стен в них достигала метра, что наряду с приданием устойчивости служило утеплению неотапливаемых зданий. Всё сказанное выше в полной мере относится и к Селимскому караван-сараю.
       Маршруты караванных путей не изменились в течении многих столетий, так, из письменных источников известно, что на месте Селимского караван-сарая ранее существовал другой, древний, возведённый в IV – V веках.

Селимский караван-сарай

Экскурсия

GVT-TOUR TRAVEL COMPANY
GVT-TOUR TRAVEL COMPANY

Гладзорский университет


       В пяти километрах к северу от Ехегнадзора, на живописном горном плато, более семи столетий тому назад был основан один из известнейших центров просвещения средневековой Армении – Гладзорский университет. Время не сохранило нам его сооружений, от которых остались лишь следы фундаментов. Небольшой музей, созданный в церкви Сурб Акоп селения Вернашен, может познакомить с университетом.
       Гладзорский университет был основан в начале 1280-х годов учёным и педагогом Нерсесом Мшеци в скромном монастыре Танаат. В нём преподавались дисциплины, издавна принятые в высших школах средневековой Армении. Обучение продолжалось от семи до восьми лет. Студенты, независимо от избираемой в дальнейшем специализации, обязаны были, кроме богословия, овладеть ещё и «внешними», светскими науками. Первые три – грамматика, риторика, логика, составляли так называемый «тривиум», основу гуманитарного образования. Остальные четыре предмета – арифметика, геометрия, астрономия и теория музыки составляли «квадривиум», цикл точных наук.
       Книгохранилище университета вмещало много трудов греческих и армянских учёных, достаточных для получения незаурядного по тем временам образования. Принципы обучения в Гладзоре можно представить, обратившись к проповеди ректора Нерсеса Мшеци «О пустынниках», где сказано: «Для учёбы необходимы четыре вещи – нужно, чтобы учителя были бы одержимы желанием обучать, причём без жадности и тщеславия; во-вторых, нужна горячая любовь; в-третьих, мир; в четвёртых, нужны места пустынные и тихие».
       Обширная университетская программа требовала от любознательных студентов усердного труда. Нелегко жилось им в Гладзоре, отрезанном от мира ущельями и горными хребтами. Вот что пишет в трудные минуты один из студентов университета:
«Кому случится прочесть сию книгу.
И увидеть сокрытые в ней сокровища,
Пусть узнают, как тяжек был труд,
Проделанный мною, писцом Мхитаром.
Не было у меня гладкой бумаги и сносной ручки,
Дни стоят морозные и холодные,
Чердак мой высок и нет огня,
Хлеб мой чёрств и нет похлёбки,
И кто знает об этом Гладзоре?
Трудно мне и нет выхода,
Чужак я и нет у меня даже клобука».
       В 1338 году со смертью Есаи Нигеци, ученика Нерсеса и второго ректора университета, умирает и школа в Гладзоре. Однако она не исчезла в неизвестности, её дела были продолжены в других университетах Армении, одним из которых был Татевский, также расположенный в Сюникском секторе.

Гладзорский университет

Экскурсия

GVT-TOUR TRAVEL COMPANY
GVT-TOUR TRAVEL COMPANY

Сделайте заказ прямо сейчас

Церковь Сурб Зорац


       Экскурсия по памятникам церковного зодчества Армении XIII – XIV веков будет не полной, если не познакомиться с единственной в своём роде церковью, стоящей на холме у селения Алаяз в бывших владениях рода Орбелянов, это церковь Сурб Зорац (Святого Воинства). С востока она имеет обычный вид – высокая средняя часть с крутой двускатной кровлей, односкатные кровли по бокам, две треугольные ниши, прорезающие чисто тёсаную гладь стены. С запада же мы оказываемся непосредственно перед алтарём, так как залы для молящихся вовсе нет и её заменяет довольно большая открытая площадка.
       Как полагают, автор этой церкви – известный зодчий Сюника – Момик, возведена она была для обслуживания войска, располагавшегося во время богослужения под открытым небом. Так как постройка заключает в себе лишь алтарь с двумя приделами по сторонам, ширина её значительно больше глубины и составляет 10 х 6 метров. Алтарь, приподнятый над поверхностью земли примерно на метр, имеет западную стену с тремя проёмами, перекрытыми арками, через которые воинство внимало совершавшемуся ритуалу богослужения. На восточной стене церкви имеются строительные надписи, из которых следует, что церковь была построена не позднее 1303 года, так как среди членов дома Орбелянов, причастных к постройке, упоминается Сюникский митрополит Степанос, скончавшийся в 1303 году.
       В отличие от закрытых церквей и притворов, куда могли иметь доступ только пешие воины, Сурб Зорац предназначалась для напутствия и благословления отправлявшихся в поход всадников вместе с их четвероногими боевыми спутниками. Именно для этого и требовалась открытая площадка перед алтарной апсидой.
       Сооружение специальной воинской церкви такого рода во владениях князей Орбелянов объясняется тем, что эти энергичные князья строили благополучие своих областей на дипломатии, сочетавшейся с военною силой, требовавшей содержания многочисленного войска.

Церковь Сурб Зорац

Экскурсия

GVT-TOUR TRAVEL COMPANY
GVT-TOUR TRAVEL COMPANY

Курорт Джермук


       В северо-восточной части Вайоцдзора, в верховьях реки Арпа, расположен известный курорт Джермук. Автомобильная дорога к нему ведёт по узкому глубокому ущелью. Суровый ландшафт постепенно смягчается, всё больше земли, всё чаще встречаются, образуя два довольно широких горных плато, на которых среди лугов и расположился Джермук.
       Город-курорт окружают со всех сторон живописные горные цепи, склоны их покрыты лесом, здесь во множестве встречаются дикие фруктовые деревья – груша, слива, яблоня. Можно здесь увидеть и лесного зверя – лис, зайцев, барсуков, попадаются и медведи.
       Район Джермука богат уникальными источниками, как пресными, так и минеральными. Самые замечательные из них термально-минеральные, сходные по составу с известными источниками Карлови-Вари. Температура воды в них достигает 62 градусов, они сильно насыщены углекислым газом. Местные жители с древнейших времён знали о целебных свойствах вод этого района и с пользой для себя их употребления.
       Богатый минеральными водами Джермук отличается и прекрасным мягким климатом. Прохладное лето с преобладанием ясной погоды, отсутствие туманов весною и осенью сочетается с мягкой, безветренной и многоснежною зимою. Всё это, в сочетании с чистым горным воздухом, делает отдых в многочисленных здесь санаториях исключительно приятным.

Курорт Джермук

Экскурсия

GVT-TOUR TRAVEL COMPANY
GVT-TOUR TRAVEL COMPANY

Монастырь Нораванк


       На уступе извилистого ущелья притока реки Арпа, близ селения Амагу, среди причудливых масс отвесных красных скал расположился монастырь Нораванк. Основанный на месте древней обители, он расширился во времена правления князей Орбелянов. В XIII – XIV веках здесь была кафедра Сюникских епископов, монастырь был крупным религиозным и культурным центром, тесно связанным с находившимся неподалёку Гладзором.
       Древнейший памятник Нораванка – дошедшая до нас в руинах церковь Сурб Карапет IX – X веков. На север от неё, уже в XIII веке был воздвигнут главный храм монастыря, также посвящённый этому святому. Крестово-купольная композиция храма с двухэтажными приделами в углах имеет строгое декоративное убранство. К северной стороне главного храма зодчим Сиранесом в 1275 году была построена усыпальница рода Орбелянов, называемая ещё Сурб Григор. Это скромное, в плане прямоугольное сооружение с полуциркульной алтарной апсидой, украшенной по сторонам хачкарами и рельефными изображениями голубей.
       Два сооружения Нораванка построены талантливым зодчим, скульптором и миниатюристом Сюника – Момиком, первые годы деятельности которого протекали в Гладзоре. Миниатюры Момика в Евангелиях царицы Керам, Степаноса Орбеляна и других рукописях отличает чёткая композиция, разнообразие пространственных построений, мягкие тона палитры, сочетание нежных гармоничных цветов. Восстановленный им притвор церкви Сурб Карапет и церковь Сурб Аствацацин, построенная Момиком в Нораванке, подтверждает также его славу искусного зодчего и скульптора.
       Притвор, разрушенный землетрясением 1321 года, по замыслу Момика получил новое покрытие в виде огромного каменного шатра, имитирующего деревянное покрытие народного жилища. Глубокие ниши с хачкарами, лишённое убранства приземистое шатровое покрытие придают слабо освещённому интерьеру суровый характер. Полукруглый тимпан входной двери заполнен рельефом с изображением Богоматери с младенцем и обращённых к ней лицам двух святых. Заметим, что в Сюникских храмах XII – XIV веков культ Богоматери был чрезвычайно распространён. Её часто изображали на рельефах, ей посвящали многие церкви. Тимпан парного окна над дверью украшен уникальным изображением Бога-отца, благословляющего распятие Христа, фигуры выполнены в технике высокого рельефа.
       Расположенная несколько поодаль церковь Сурб Аствацацин, называемая ещё Бургелашен, по имени ктитора Бургела Орбеляна, была завершена Момиком 1339 году, это его последняя работа. Возле церкви находится и его надгробный хачкар, небольшой, скромный по убранству, датированный тем же годом.
       Брутелашен – высокохудожественный памятник, он имеет мемориальное назначение. Прямоугольный в плане первый этаж служил усыпальницей ктитора, второй, крестообразный в плане – поминальным храмом. Декоративное убранство, сдержанное внизу и более нарядное наверху, использует колонны, арочки и медальоны. Особенно богато украшен западный фасад, важную роль в его оформлении выполняют ведущие во второй этаж две консольные лестницы. Тимпан двери первого этажа заполнен рельефом Богоматери с младенцем и Архангелов Михаила и Гавриила по сторонам её, в тимпане двери второго этажа – поясное изображение Христа и фигуры апостолов Петра и Павла.
       На территории монастыря сохранились несколько хачкаров, среди них есть и хачкар 1308 года работы Момика. Вся его поверхность покрыта ажурной мелкой резьбой, выделяются большой крест над щитообразной розеткой и расположенные по сторонам восьмиконечные звёзды, изображен Христос в обрамлении растительного орнамента.
       Зодчий Момик был так любим в своём краю, что народ не мог принять его кончины. Родилась легенда, якобы объясняющая причины смерти Момика, который влюбился в красавицу – дочь одного из князей Сюника, и девушка полюбила его. Встревоженный князь вызвал к себе мастера и объявил: «Отдам свою дочь тебе в жёны, если ты один, без чужой помощи, за три года построишь для меня красивый храм». Момик согласился и начал работу. Через неполных три года он возвёл невиданной красоты храм, работы в нём оставалось совсем немного. Узнав об этом, князь подослал к Момику своего слугу. Тот, выполняя княжеский приказ, прокрался в храм и столкнул мастера с вершины купола. Последний обтёсанный Момиком камень стал его надгробным.

Монастырь Нораванк

Экскурсия

GVT-TOUR TRAVEL COMPANY
GVT-TOUR TRAVEL COMPANY

Сделайте заказ прямо сейчас

Хозяйства монастырей


       Армянская церковь и её монастыри с начала своего основания владели недвижимым имуществом, перешедшим им в наследство из языческих храмов и накопленным за многие века, своего существования. Монастырские хозяйства в средневековой Армении, как правило, ограничивались обработкой своих земель, кустарной переработкой сельскохозяйственных продуктов, владением орудиями производства и водой в монастырских угодьях. Наряду с братией в монастырях всегда служили и наёмные работники.
       Монастыри производили продукты питания – хлеб, рис, масло, мёд, шили одежду; здесь трудились ювелиры и резчики по камню, строители и плотники. На монастырских землях выращивали фрукты и виноград, овощи и даже хлопок. Часть сырья передавалась ремесленниками церковных общин для переработки «на заказ» - изготовления ткани из ниток монастыря, приготовления кож для обуви и упряжки, пошива обуви и платья. Таким образом, все предметы потребления, за исключением привозимых из-за границы богатых церковных убранств и одеяний католикосов, приготовлялись в хозяйствах монастырей или по их заказам ремесленниками из монастырского сырья.
       Большая часть произведённых продуктов потреблялась внутри монастырей, на рынке отправлялась незначительная их доля; взамен покупались мясо, пшеница, уголь, материалы для изготовления инструментов, словом всё то, что невозможно было произвести в монастырях.
       Значительная часть продуктов расходовалась на бесплатное питание беженцев в периоды народных бедствий, многочисленных богомольцев, странствовавших ко святым местам, студентов университетов и семинарий.
       Монастырские предприятия средневековья, описание которых способно вызвать улыбку у современного читателя, тем не менее достаточно хорошо служили своим целям и уж наверняка производили совершенно натуральные продукты. Таким было устройство мукомольных мельниц. Жернова их устанавливались на вертикальной оси, в нижней части которой были приделаны крылья в виде спиц колеса, положенного на бок. Вода, попадавшая из деревянного жёлоба, ударяла в эти крылья и поворачивала подвижный жернов относительно неподвижного. Между жерновами засыпалось зерно, которое вращением их обращалось в муку.
       Таким же простым было устройство маслобоен. Базальтовый жернов, установленный на базальтовой же плите с желобком, приводился во вращение парою буйволов. Льняные или кунжутные семена, перетираясь, частично отжимались, масло при этом стекало по желобку в кувшин. Оставшееся тесто выжималось почти досуха в особом прессе с огромным деревянным винтом.
       Чрезвычайно важное для любимой христианской церкви производство свечей было сосредоточено в Эчмиадзинском монастыре. Он славился во всём Закавказье выделыванием белёных свечей из пчелиного воска. Белые свечи, приготовлявшиеся в Эчмиадзине, ценились очень высоко и служили предметом дорогих подарков высокопоставленным лицам. Достаточно упомянуть рассказ армянского историка Аракела Даврижеци, который пишет о том, что шах Ирана Аббас обращался к католикосу Мовсесу с просьбой обучить своих подданных искусству приготовления белых свечей для шахского дворца. Не менее важными предприятиями были типография и бумажная фабрика Эчмиадзинского монастыря. Типография была основана в 1771 году католикосом Симеоном Ереванци на пожертвования Гяригора Ходжаджанян-Чакикенца, жившего в Индии. Здесь печатались главным образом книги, духовного содержания, которые рассылались лицам духовного знания и армянам-мирянам по всему миру. Однако, ввиду отсутствия удобных средств сообщения с Европой, типография испытывала затруднения с бумагой. Это побудило того же Симеона Ереванци построить в монастыре бумажную фабрику. Во Франции были закуплены бумагоделательные машины, французы же обучили монашескую братию искусству варить бумагу, и в 1776 году монастырь получил первую бумагу собственной выделки. Свойства её были отменными, ведь она выделывалась их хлобкового сырья, без примеси древесной массы.

Хозяйства монастырей

Экскурсии

GVT-TOUR TRAVEL COMPANY
GVT-TOUR TRAVEL COMPANY

Церковь Сисаван


       В долине реки Воротан, в четырёх километрах от одного из живописнейших водопадов Армении – Шакийского, на террасах расположилось одно из старейших поселений Зангезура – Сисиан. В его северо-западной части стоит церковь Сисаван, возведённая в VII веке. Это, пожалуй, древнейшая из сохранившихся церквей Зангезура.
       Крестово-купольная композиция её несколько вытянута с запада на восток. По всем четырём фасадам её устроены ниши, спокойна гладь чисто тёсаной облицовки. Прямоугольный приделы по углам расчленяют фасады в соответствии с внутренним строением.
       Церковь отличается формой и отделкой своего купола. Он имеет двенадцать граней, украшенных парными полу колонками, соединёнными сильно выступающими арочками, и завершен карнизом с большим свесом. Такой же карниз окаймляет квадратное основание барабана и частично сохранился на неперестроенных участках стен.
       Ознакомление с формой купола и карниза, а также с архитектурным убранством окон, позволяет датировать постройку церкви 30-ми годами VII века.
       Вокруг церкви сохранилось древнее сельское кладбище, на котором можно увидеть некоторые типы надгробий и хачкаров, характерные только для этой части сектора.
       Южные стены многих церквей в ясные дни с утра и до вечера залиты ярким солнечным светом. На гладкой поверхности их облицовки каждый выступ даёт чёткую тень, что прекрасно использовали древние мастера при устройстве солнечных часов, столь необходимых причту (служителям монастыря) для соблюдения установленного порядка церковных служб. Своеобразный циферблат таких часов обычно представляет собой обращённую дугою вниз половину круга с укреплённым в центре стержнем, который отбрасывает тень, скользящую от часа к часу по обозначающим их радиусам.
       Циферблат иногда бывает лишь прочерчен резцом, чаще же ему придают форму раскрытого веера, рельефно выступающего из облицовки. Часовые радиусы иногда заканчиваются колечками с выступами посередине, под которыми вырезаны буквы алфавита, обозначающие цифры. Верхняя половина циферблата бывает занята наставительной надписью, призывающей к молитве.

Церковь Сисаван

Экскурсии

GVT-TOUR TRAVEL COMPANY
GVT-TOUR TRAVEL COMPANY

Надгробный памятник в Агуди


       Кроме церквей-усыпальниц, подобных Нораванкской, в Армении известны и погребальные сооружения другого рода. Очень интересна надгробная постройка VII века в селении Агуди близ Сисиана. Над двумя глубокими склепами устроена площадка со ступенчатым входом с задней стороны. Над нею возвышаются три устоя – два пилона и колонна между ними, соединённые арками, над которыми шёл карниз. Всё сооружение венчалось тремя арочками на фигурных столбиках, до нас не дошедших. Идея такого надгробья – в виде колонн над склепами -известна ещё со времён Рима, однако композиция его такою, какою мы видим её в этом памятнике, была разработана в Армении заново, самостоятельно и очень своеобразно; за пределами её она не встречается вовсе.
       Исключительно интересно декоративное убранство постройки. Колонна увенчана капителью с валютами и гроздьями винограда, внизу она обработана в виде «бусинки» с насечками, явно имитирующими деревянную резьбу. Богато украшены разнообразным орнаментом, обычным в армянском зодчестве VII века, арки и устои склепа.
       Народный фольклор сохранил легенду об этом памятнике. Рассказывают, что персидский властитель вызвал к себе трёх князей Сюника, чтобы пленить их. Догадавшись о его намерении, князья к нему не явились. Тогда перс с большим войском двинулся на село Агуди. В бою с ним армяне победили, но три храбрых князя погибли на поле битвы. Чтобы сохранить их память, жители Агуди построили гробницу, куда поместили останки погибших князей, а на гробнице воздвигли этот памятник.
       Близ селения Вагуди, неподалёку от Сисиана, на холме сохранились руины монастыря Воротнаванк. Церковь монастыря очень сильно пострадала от времени. С каким подлинно инженерным чутьём и знанием свойств камня и растворов нужно было сконструировать и возвести эту постройку, чтобы после разрушения почти всей системы продолжал нести на себе оставшуюся на нём часть двускатного перекрытия.

Надгробный памятник в Агуди

Экскурсии

GVT-TOUR TRAVEL COMPANY
GVT-TOUR TRAVEL COMPANY

Сделайте заказ прямо сейчас

Горис и его окрестности


       В горной котловине, окружённой скалистыми грядами, увенчанными утёсами, расположился небольшой, но хорошо спланированный город Горис. Здесь ещё в начале XX века существовали древние поселения, однако первые признаки городской жизни появились в Горисе лишь во второй половине XIX века.
       По замыслу генерального плана городская застройка образовывалась 36 улицами, пересекающимися друг с другом под прямыми углами. В юго-восточной части городка была спланирована площадь, по периметру которой поместились двухэтажные каменные дома общественного и торгового назначения. Рядом с площадью был устроен небольшой городской сад, занимавший около 17 тысяч квадратных метров. Каждому жителю, желавшему строить на отведённой планом территории, выделялся участок площадью около 1800 квадратных метров. Строительство сопровождалось рядом обязательных условий – дома должны были возводиться на «красной линии» улиц, из камня должны были быть сложены по крайней мере фасадные их части, внешние формы домов должны были гармонировать с рядом стоящими.
       Следует признать, что градостроители в целом достигли желаемого порядка застройки городка, который превратился в удобное для жизни место с добротными домами, прямоугольными улицами с твёрдым покрытием, разумно расположенным общественным центром. Улицы Гориса различались не только названиями – шесть главных улиц, имевших ширину 24 метра, пересекались шестью второстепенными, шириной 17 метров. Такая сетка образовала кварталы величиной 106Х212 метров каждый, удобные для горожан. Горис уже в XIX веке представлял собой образец превосходно спланированного зелёного и уютного уездного городка, окружённого живописным горным ландшафтом.
       Неподалёку от Гориса, на левом берегу бурной горной речушки Варарак, стекающей по склону горы, сохранились руины села Кёрес, которые, как полагают некоторые, дало название Горису. Жители этого села, терраса-образно спускавшегося по склону горы, с незапамятных времён жили в полупещерных и пещерных жилищах.
       Эти места Зангезура всегда были богаты естественными пещерами. Они со времён глубокой древности использовались под жилища, которые после появления металлических орудий расширились и достраивались, образуя довольно большие поселения. Желание предков местных жителей поселяться в пещерах объяснимо несколькими причинами: во-первых, такие жилища более экономичны в эксплуатации; во-вторых, их расположение на отвесных кручах позволяло ограниченному числу защитников эффективно обороняться от нападающих; наконец, такие жилища были более надёжны при частых землетрясениях в этих краях. Часть района со скальными жилищами сохранилась в окрестностях Гориса – Хндзореске, Шинуайре, Барцраване. В этих же местах стоят, несколько довольно хорошо сохранившихся, монастырей и храмов.

Горис и его окрестности

Экскурсии

GVT-TOUR TRAVEL COMPANY
GVT-TOUR TRAVEL COMPANY

Татев монастырь и университет


       Вблизи одноименного высокогорного селения Зангезура, у обрыва глубокого ущелья расположен Татевский монастырь. Он был основан в IX веке на месте древнего святилища. Его выгодное стратегическое расположение в труднодоступном месте благоприятствовало созданию здесь и мощных укреплений. Некоторое время Татевский монастырь был не только религиозным, но и политическим центром Сюникского княжества.
       Ансамбль Татева гармонически согласуется с окружающим его горным пейзажем. Центром его служит большой храм Сурб Погос-Петрос, видный издалека. В монастырской ограде находятся также покои настоятеля, капитально перестроенные в XVII веке, зально-сводчатая трапезная с кухней и кладовыми, монастырские службы. В скальном и частично насыпном грунте было устроено много потайных хранилищ. Расположенные в ряд по периметру ограды, эти жилые и хозяйственные помещения монастыря как бы продолжают его скальное основание, придавая всему комплексу Татева большое своеобразие и величественность.
       В X веке монастырь насчитывал около тысячи обитателей, в его ремесленных мастерских создавались произведения прикладного искусства. Среди них – золотой оклад Татевского Евангелия XVII века, на нём, кроме евангельских сцен, изображены и портреты Ована Воротнеци и Григора Татеваци – основателей Татевского университета. Образец высокого искусства резьбы по дереву являют собой двери Татевского храма. Полотна дверей и стороны обрамляющих их коробок сплошь покрыты тончайшей резьбой, в центре помещено крупное изображение креста над щитом, выше – трёхстрочная наставительная надпись.
       В жизни Татевского монастыря было время, когда он назывался ещё и университетом. Образовательное дело, замерев в 1338 году в Гладзорском университете, продолжалось в других школах, в числе которых была и школа Татева, также именовавшаяся университетом. Истории известны его ректор Тиратур Киликеци, учёные и наставники Ован Воротнеци, Григор Татеваци, Маттеос Джугаеци. Об этом университете можно сказать словами армянского историка: «Было в святом Татевском монастыре три отделения: на одном обучали музыке по канонам сладкозвучного пения, следуя древним певцам-вардапетам; на другом учились живописному искусству и разным приёмам рисования; на третьем изучали науки внешние и внутренние, в частности Ветхий и Новый Завет на основе внутренних (церковных) и внешних (языческих) толкований и коментариев».
       Искусство миниатюры обучавшиеся здесь постигали у Григора Татеваци, который был не только известным философом, но и превосходным живописцем. Его портрет в окружении учеников на миниатюре 1449 года в «Толковании псалмов Давида» - достаточно редкий факт в армянской книжной живописи, показывающий степень уважения к учёному.
       Едва ли не с первых веков христианства в Армении, в монастырях и университетах занимались переводами с греческого и других языков рукописей духовного и светского содержания. Искусство перевода чрезвычайно не простое дело. Овладевший им сохраняет не только факты, что совершенно естественно, но и передаёт чувство автора, буквально переводит множество географических названий, собственных имён и другие подробности, украшающие авторский текст.
       Армянские переводчики древности и средневековья славились искусством перевода. Совершенное знание языков и приобщение к тайнам философской науки, вкупе с применявшимся ими принципом буквального перевода обеспечивали ему очень высокую точность. Уже современные нам исследователи отмечают, что переводы на армянский Аристотеля, Порфирия и многих других авторов дают возможность уточнять смысл оригиналов, в ряде случаев искажённый переписчиками.
       Главный памятник монастыря – храм Сурб Погос-Петрос, возведённый в 895-906 годах, представляет собою тип купольных базилик, обогащённый однако некоторыми новыми чертами. К ним относится устройство в западной части храма приделов, углы стен которых образуют купола. Лаконичный облик храма усиливает впечатление значительной высоты здания.
       Гладкие, без излишней деталировки, фасады храма украшены изображениями человеческих лиц, к которым обращены головы змей, почитаемых у армян в качестве покровительниц жилища.
       Интерьеры храма, служившего главным собором Сюника, в 930 году были украшены фресками, сейчас почти полностью утраченными. В алтарной апсиде был изображён Христос в окружении пророков и святых. Западная стена была расписана сценами Страшного суда, северная – сценами Рождества.
       К южной стене главного храма примыкает церковь Сурб Григор, сооружённая в 1295 году на месте более ранней постройки IX века. Это церковь зального типа с полуциркульной алтарной апсидой. Декоративное убранство её весьма скупо, портал входа украшен ажурным геометрическим орнаментом.
       К церкви Сурб Григор примыкает сводчатая галерея с арочными проёмами на южной стороне. Возможно, именно здесь действовал университет.
       В XIX веке перед входом в главный храм была сооружена трёхъярусная колокольня с лёгкой восьми колонной звонницей.
       В монастыре сохранилось уникальное произведение инженерного искусства Армении – монумент «Гавазан», воздвигнутый в 904 году во дворе монастыря. Это восьмигранный, сложенный из небольших камней чистой тёски, столб высотою восемь метров. На вершине его утверждён хачкар с прорезным орнаментом и полукруглым навершием. Благодаря шарнирному соединению со стилобатом и чрезвычайно точному расчёту центра тяжести сооружения, столб этот наклонялся и возвращался в исходное положение под воздействием сейсмических колебаний почвы и даже от простого прикосновения человеческой руки.

Татев монастырь и университет

Экскурсии

GVT-TOUR TRAVEL COMPANY
GVT-TOUR TRAVEL COMPANY

Юг Сюникского сектора


       Дорога от Гориса к югу сектора пересекает долину реки Воротан и поднимается по склонам Зангезурского хребта в зону горных лесов. Этот лесной массив продолжается до самой южной границы сектора – Мегринского ущелья. Начинается самая гористая часть Зангезура, где подчас только горные тропы связывают деревни между собой.
       Спускаясь с горных троп к дороге, попадаем в бассейн реки Вохчи, здесь в её пойме и на окружающих террасах расположился город Капан – одно из своеобразнейших городских поселений этой части сектора. Его центр занимает всю плоскость ущелья, часть домов карабкается по склонам на высоту до 300 метров, город растёт также и по течению реки Капан, образовавшийся в XIX веке от слияния нескольких селений, был и остаётся в Армении центром добычи многих цветных металлов. Начало промышленному освоению здешних месторождений положили в 90-х годах XIX века армянские предприниматели и французские горные инженеры, основавшие в Капане концессию медных рудников.
       Неприступные горы и леса Зангезура помогали его жителям в борьбе против захватчиков. Не единожды эта часть Сюника оставалась одной из немногих областей Армении, сохранивших свою независимость. Здесь в начале XVIII века боролся против турецких и персидских захватчиков легендарный Давид бек. Его освободительный поход с горсткой храбрецов начался в 1722 году, вскоре под его знаменем собрались тысячи патриотов, которые освободили Сюник.
       В 1723 году Давид-беком был превращён в крепость монастырь Галидзор, находящийся в пяти километрах на запад от Капана. Расположенная на склоне неприступной горы по правому берегу реки Вохчи, эта крепость господствовала над проходящей внизу дорогой. Её фортификационные сооружения состояли из мощных крепостных стен, северных и южных ворот, большой круглой башни, из бойниц которой просматривалась дорога и долина реки. В скалах были прорыты и прорублены потайные ходы.
       До нас дошли руины этой некогда грозной крепости, сравнительно хорошо сохранились лишь небольшая крепостная церковь.
       В Зангезуре, в ущелье реки Цав сохранилась заповедная платановая роща. Узкие, ущелья и окружающие её леса делают это место одним из красивейших нетронутых цивилизацией уголков Армении. Роща эта, как и многие другие насаждения платана, была посажена ещё во времена язычества, когда платан считался деревом священным, по шуму их листьев жрецы прорицали будущее. Неподалёку от ущелья, на склоне холма нашёл себе приют маленький монастырь VI века Ерицаванк.
       Предгорья Мегринского хребта – район сухих субтропиков Армении. Как и во всём Зангезуре, здесь степи сменяются альпийскими лугами, на орошаемых землях цветут сады. Яблоки и груши, персики и инжир из этих мест славятся во всём Сюнике. Здесь на крайнем юге сектора, на высоте около 2000 метров над уровнем моря расположилось древнее поселение Мегри. Его красота и живописность определяются не архитектурой домов и не общей планировкой, а рациональным до мелочей использованием рельефа местности. Извилистые улицы Мегри разделяются на кварталы, иногда расположенные в удалении друг от друга. Недостаток территории и необходимость защиты от горных ветров заставили жителей свои дома ставить близко, иногда впритык друг к другу, фасады их нередко оживлены лоджиями и балконами, украшенными искусной резьбой.

Юг Сюникского сектора

Экскурсии

GVT-TOUR TRAVEL COMPANY
GVT-TOUR TRAVEL COMPANY
http://gvt.am

Видеоролик о Сюникском секторе

Отдохни в Армении

ГВТ-ТУР предлагает Вам совершить увлекательное путешествие в Армению!

Вас ждет уникальная природа, интересная история старинных городов, самобытная архитектура, средневековые церкви и храмы – все то, что в Армении соединилось в гармоничную картину, которая не оставит равнодушным ни одного человека.

Сегодня Армения имеет возможность принять туриста с любыми запросами. Мы ждем вашего приезда и готовы предоставить весь спектр услуг.

Сделайте заказ прямо сейчас